Тренировки с Игорем Ларионовым: интервью с Наилем Якуповым

В истории НХЛ было всего два случая, когда на драфте под первым номером выбирали российских хоккеистов. Если Илья Ковальчук («Атланта Трэшерз», 2001 год) и Александр Овечкин («Вашингтон Кэпиталз», 2004) в дальнейшем стали суперзвездами, то у выбранного в 2012 году клубом «Эдмонтон Ойлерз» Наиля Якупова всё сложилось не так успешно. После неплохих первых трех сезонов он стал постепенно терять доверие канадского клуба, а затем не смог заиграть в «Сент-Луис Блюз» и «Колорадо Эвеланш».

В итоге в 2018 году Якупов вернулся в КХЛ, где поиграл за петербургский СКА и омский «Авангард», выиграв с последним Кубок Гагарина в 2021 году. С нынешнего сезона он выступает за «Нефтехимик» из родного Нижнекамска, с которым ведет борьбу за место в плей-офф. В интервью «Известиям» 30-летний хоккеист поделился мнением о результатах команды, а также рассказал, каким был агентом легендарный хоккеист, ныне главный тренер нижегородского «Торпедо» Игорь Ларионов. Наиль был его клиентом в период выступлений за океаном.

«ЦСКА еще не сказал своего слова, всё у них нормально будет»

— Почему ваш клуб нестабилен? Может обыграть СКА (2:0), но проиграть находящемуся в не лучшем состоянии «Куньлунью» (3:4Б). Есть проблемы с настроем?

— Да не то чтобы проблемы с настроем… Нам любого соперника дай — выйдем на лед разъяренные. Потому что понимаем, что надо выигрывать. У нас не такое положение, чтобы мы выбирали соперников в плане того, что с кем-то будет полегче, с кем-то потяжелее. Для нас каждая игра очень важна, поскольку это игра за очки. У кого-то из лидеров есть запас определенный — есть, образно говоря, большая шкала для плохих игр. С нами такое может сыграть злую шутку в конце регулярного чемпионата. Поэтому мы одинаково серьезно настраиваемся на каждую команду, будь то ЦСКА, «Амур», «Ак Барс» — разницы нет.

— У того же ЦСКА при этом такой шкалы, о которой вы сказали, нет. Армейцы много растеряли очков, идут только на шестом месте в Западной конференции.

— Я думаю, ЦСКА еще не сказал своего слова. Всё у них нормально будет. Сезон длинный. Плюс у них костяк, который уже выигрывал три Кубка Гагарина. И знает, как, например, играть матчи, которые будут в дальнейшем.

— Что в нынешнем сезоне с вами, что в прошлом сезоне без вас «Нефтехимик» жестко проваливает первый месяц, его уже все готовы похоронить, но в итоге клуб поднимается наверх и включается в борьбу за выход в плей-офф. Почему так происходит?

— Честно говоря, не знаю. Я в таких ситуациях и не был никогда, чтобы… А, хотя был! Давно, в прошлом, за океаном (улыбается).

— Вы про «Эдмонтон»?

— Там есть команда, да. Честно говоря, ничего вам не скажу по поводу вашего вопроса. Играть просто надо. И не думать, сколько там проиграли, выиграли — 10 матчей или ещё сколько. Какая разница? Всё равно еще много игр впереди. Мы уже провели за 30 матчей. Осталось примерно столько же — точнее, чуть больше. И у меня вообще нет мыслей по поводу прошедших игр. Просто надо отдаваться своему делу, любить его и выкладываться на полную. И стараться быть честным перед самим собой, чтобы ты понимал, что сделал всё возможное, всё, что от тебя зависит. И потом уже результат увидишь в конце. Там будешь рассуждать, где не добежал, где старался или не старался.

Сейчас просто надо находить правильный подход к восстановлению и питанию — такие мелочи. Не то чтобы мы все употребляем исключительно органики. Но есть определенные нюансы. Например, если есть лишний выходной, то надо его с пользой проводить. Потому что перелетов много, игр много. И я на это не жалуюсь: график в КХЛ — чистый кайф. Пусть лучше будет больше игр. Но нам надо к такому календарю правильно готовиться.

«Если сейчас мою голову взять и перенести в то время, я бы сам в некоторых моментах поступал по-другому»

— Став главным тренером «Торпедо», Игорь Ларионов вовсю пропагандирует здоровое питание — однажды он поедал малину на пресс-конференции, еще приносил на нее контейнер с овощами и зеленью. Вам он прививал подобное, когда был вашим агентом?

— Нет, на малину он что-то тогда не раскошеливался (улыбается). Но раскошеливался на другие дела. Думаю, таких, как я, в 16–17 лет не интересовала еще малина — только клюшка, форма. Другое дело, что Игорь Николаевич в принципе всегда вел здоровый образ жизни, правильно питался. Так что красавец — что тут сказать. Показывает на своем примере, как надо. Но у кого-то есть малина, у кого-то другие способы восстановления организма. В каждой команде есть разные нюансы.

— У вас в клубе какие нюансы?

— Мы по-скромному ведем себя. Ничего не выбираем. Что нам дают, то и берем (смеется). Если что-то можешь сам купить, идешь покупаешь. Но не сказать, что очень разгуливаемся в плане питания.

— Все знают, каким Ларионов был игроком, теперь видят, какой он тренер. А каким он был агентом?

— Он хороший человек, хороший друг. Мои родители с ним общаются, я поддерживаю с ним связь. Может быть, уже не так часто общаюсь с Ларионовым, как раньше. Но мой отец (Раиль Якупов, бывший директор «Нефтехимика». — «Известия») с ним контактирует. По чисто человеческим качествам могу сказать об Игоре Николаевиче только позитивные вещи, как бы ни сложилась моя карьера в НХЛ. Когда я вернулся в Россию, он уже не был моим агентом, но это не значит, что у нас был с ним какой-то конфликт. Ничего плохого про него не хочу и не могу сказать — просто не было повода. Он всегда помогал, был первым человеком, который вывез меня из Нижнекамска в Канаду. И временами был не то что как отец, но огромную роль сыграл в моей судьбе своим вниманием и постоянной поддержкой.

— В то время его неоднократно критиковали как агента. И в первую очередь за то, что у вас, первого номера драфта НХЛ, не пошла карьера за океаном.

— Мне сейчас 30 лет. Тогда было 18–19. Конечно, если сейчас мою голову взять и перенести в то время, я бы сам в некоторых моментах поступал по-другому. Что-то бы переиграл, но это сейчас об этом легко говорить. Возможно, Игорь Николаевич тоже как-то по-другому себя вел бы. Трудно сказать. Я многого тогда не знал и не понимал. Может быть, Ларионов тоже не до конца понимал, куда попал с агентской делюгой. Нормально всё.

— Удивило то, как он начал тренировать? Тогда могли предположить, что он почти с нуля так ярко начнет тренерскую карьеру в 60 с лишним лет?

— Честно говоря, удивило. Но весь тренировочный процесс, который у него есть, он с нами, его клиентами, практиковал. Когда мы с ним тренировались, это доставляло огромное удовольствие, огромный кайф. Поэтому то, что он сейчас делает в Нижнем, — это огромный плюс и удовольствие. Местным мальчишкам повезло, что там есть человек, который их учит и дает возможность просто кайфовать. Играть в хоккей и получать удовольствие от жизни.

https://news-nn.com/Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nr Vb55nrsad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad sad